18.jpg
07.05.2020

Мотор Победы

Более 75 тысяч климовских «Моторов победы» было выпущено во время Великой Отечественной войны





После эвакуации завода № 234 (ныне – АО «ОДК-Климов») в Уфу было создано объединенное предприятие, которое осуществляло выпуск разработанных В.Я. Климовым 105-х моторов и его модификаций. На оставшихся в Ленинграде производственных мощностях выпускали боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 – знаменитые «Катюши».


АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) является одним из предприятий, которые находились на передовой войны и непрерывно производили технику для нужд Красной Армии. Самое знаменитое изделие завода – двигатель М-105, который устанавливался на большинство советских истребителей и бомбардировщиков. 

Эвакуация ленинградского завода № 234 началась в июле 1941 г. Завод должен был массово выпускать мотор М-105, значившийся в планах руководства СССР как «авиамотор №1». Опыт его сборки и выпуска у специалистов завода № 234 был – в Ленинграде его начали осваивать в 1940 году с помощью рыбинских специалистов. Однако на новом месте, прежде чем приступить к сборке авиационных двигателей, нужно было сначала построить новый завод.

17 декабря 1941 года произошло слияние всех эвакуированных заводов в один производственный коллектив. Объединение стало называться Уфимский моторостроительный завод № 26. Прибывшие с рыбинского завода моторокомплекты позволили сразу приступить к сборке и испытанию двигателей М-105. Первый мотор был собран также из рыбинских деталей. Специалистам пришлось немало поработать, чтобы добиться заданных параметров. План по выпуску двигателей завод выполнил в 1942-м – досрочно.

Относительно недорогой, технологически простой, легко модифицируемый М-105 стал самым массовым советским двигателем Великой Отечественной войны, во многом определив превосходство нашей авиации над асами Люфтваффе. За время войны было выпущено свыше 75 000, а всего – около 100 000 двигателей данного типа. Эти моторы применялись на 36 типах и модификациях самолетов, 15 из которых строились серийно. За успешную работу по созданию и внедрению в серийное производство новых образцов авиационных двигателей во время Великой Отечественной войны коллектив завода №26 был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. 

С 8 марта 1944 года мотор М-105 носил имя ВК-105 в честь своего создателя – выдающегося конструктора Владимира Климова. 

Не простаивал во время войны и завод в осажденном Ленинграде – на опустевшей площадке на пр. Карла Маркса начали выпускать боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 – знаменитые «Катюши». В 1942 г. 26-я шоссейно-дорожная база-мастерская (26-я ШДБМ ГУШОСДОР НКО), завод имени К.Маркса и завод имени Калинина наладили производство реактивных минометов. Сколько всего было собрано «Катюш» сказать сложно, т.к. не со всех документов тех лет снят гриф секретности. Согласно отчетам о работе базы за 1942 г. было отремонтировано 450 двигателей для машин ЗИС-6, на которых собирались реактивные минометы. 

Кроме того, в годы войны силами 26-й ШДБМ были отремонтированы и возвращены в строй сотни танкеток и автомобилей различного назначения.


АО «ОДК-Климов» - предприятие российской двигателестроительной отрасли, занимающееся разработкой и производством газотурбинных двигателей и систем управления для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы. Предприятием разработаны вертолетные двигатели семейства ТВ3-117/ВК-2500, ВК-2500ПС-03, ТВ7-117В, самолетные двигатели РД-33, и ТВ7-117С/СМ/СТ и их системы управления. Система менеджмента качества ОДК-Климов сертифицирована по международному стандарту AS 9100:2016.

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе» и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.


Возврат к списку

Яндекс.Метрика